Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

МариЯ, 47 - 6 января 2011 11:33

Отредактировано:06.01.11 11:39
[COLOR=lilac][SIZE=+2][B]РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО! ИСТОРИЯ. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ.[/B][/SIZE][/COLOR]
[SIZE=+1][COLOR=violet]Праздник Рождества Христова в церковном календаре является вторым по значимости после Пасхи, ведь это праздник примирения человека с Богом, предвозвестие искупительного подвига Сына Божия и обновления пораженной грехопадением прародителей человеческой природы.
Этот праздник до середины 1V века отмечался в январе, а на 25 декабря (по старому стилю) был перенесен лишь в 354 г. в Риме. Православное духовенство называет Рождество «матерью всех праздников». Ведь со дня рождения Спасителя начинается его земная жизнь, страдания, смерть и воскресение. Значение этой святой ночи велико настолько, что само наше летоисчисление мы ведем, не как оно велось ранее – со дня сотворения мира, а от Рождества Христова.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО – один из великих двунадесятых праздников, праздник рождения Христа Спасителя. В церкви он считается «величайшим, всемирным радостнейшим, служащим началом и основанием для прочих праздников».
Празднество Рождества продолжалось пять дней (со 2 по 6 января; 7 января — праздник Рождество Христово) и завершалось праздником обрезания Господня.
С Рождества начинались двухнедельные новогодние празднества — СВЯТКИ; первая их неделя называлась святые вечера, а вторая — страшные вечера. В это время народ занимался гаданиями, колядками, пением подблюдных песен, ряжением и т.д.
Вечер и ночь на кануне дня Рождества назывался СОЧЕЛЬНИК, его еще именовали кутейником (т.к. на него полагалось готовить кутью).
Рождеству предшествовал рождественский ПОСТ и первый из четырех годичных постов, установленный церковью для подготовки встречи великих праздников: Рождества, Пасхи, дню памяти святых апостолов Петра и Павла и Успения Пресвятой Богородицы. Предрождественский пост именовался еще Филипповым, так как начинался сразу после дня памяти святого апостола Филиппа 27 ноября); продолжался он сорок дней, до самого вечерия Рождества (6 января), и потому иногда назывался еще «малой четыредесятницей». Как и другие посты, Филиппов пост характеризовался строгими правилами воздержания от пищи, особенно последние дни, начиная со 2 января, а 6 ЯНВАРЯ, в Сочельник, предписывался самый строгий пост: полное воздержание от пищи в течение дня. Есть можно только после появления на небе первой звезды.
Ужину в Сочельник повсеместно придавалось особое значение: он обставлялся многообразными символическими обрядами, к которым готовились загодя всей семьей и даже всем селом.
Сочельник начинался обычно с того, что перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигал восковую свечу, прилеплял ее к одному из хлебов, лежащих на столе, уходил во двор и приносил вязанку сена или соломы, застилал им передний угол и прилавок, покрывал чистой скатертью или полотенцем и на приготовленом месте, под самыми образами, ставил необмолотый сноп ржи и кутью. Солома, сноп и кутья (разведенная медом) имели символическое значения и являлись непременной принадлежностью праздника. Они олицетворяли собой плодородие и достаток.
После того, как все приготовления были закончены, семья становилась на молитву, а затем уже начиналась трапеза, которая обычно проходила в благоговейной тишине. Однако и во время этой трапезы, и сразу после нее в каждой семье совершались различные обряды, нередко языческие по своему характеру, направленные по большей части на то, чтобы обеспечить плодородие (как земли, так и скота и даже людей).
В это же время совершались ГАДАНИЯ о будущем урожае и пр. Так, например, во многих местах принято было во время ужина в сочельник заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. Принято было также гадать об урожае, выдергивая из снопа соломинки: считалось, например, что «какова длинна в кутью былинка из-под скатерти, таков и лен будет». Во многих местах подобным гаданием занимался отец семейства: он вытаскивал из-под скатерти, постеленной поверх соломы, соломинку и по ней гадал об урожае, полагая, что если соломинка вынулась длинная — будет урожай на хлеб, а если попалась короткая — надо опасаться хлебного недорода.
В некоторых местностях к моменту праздничного ужина приурочивался обряд КЛИКАНЬЯ И КОРМЛЕНИЯ МОРОЗА.
После трапезы со стола ничего не убирали, чтобы души умерших тоже могли поесть. С ложками, которыми ели в сочельник, гадали о судьбе. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им датьвозможность отпраздновать «богатую кутью».
А сразу за этим в деревнях начиналось веселье и КОЛЯДКИ.
Обычай колядовать в рождественский сочельник (а также в Васильев вечер и крещенский сочельник) был известен повсеместно; состояла же коляда в том, что парни; девушки, мальчики или вообще ребятишки, нередко ряженые, собирались группами и, переходя от одного двора к другому, пели, а иногда устраивали небольшие представления под окошками и даже в избах. Песни их были самыми разными: они могли исполняться в честь праздника, могли поздравлять хозяев и желать им всяческих благ, а иногда были просто увеселительными, потешными (так, при колядовании нередко пелись частушки, прибаутки и т.п.). Хозяева же дома, у которого исполнялись колядки, должны были одарить колядующих деньгами, едой и т.д., причем считалось, что от этих .подарков зависит благополучие всех домочадцев (так, например, скупым хозяевам, отказавшимся одарить колядующих, по народному убеждению, в будущем году грозил неурожай и разорение).(см..далее)
Добавить комментарий Комментарии: 6
МариЯ
МариЯ , 47 лет6 января 2011 11:43
[SIZE=+1][COLOR=violet]Колядующих в домах встречали обычно очень радушно; но при этом особым почетом окружались так называемые славелыцики — особые группки колядующих, в ночь под Рождество, после заутрени, холившие по дворам и славившие Христа.
«Со СЛАВОЙ» по чужим дворам ходили обычно ребятишки, которые носили с собой вертепы или звезду, пели тропари и кондаки празднику, а в конце вставляли «присказки» типа: «Пречистая Дева Мария Иисуса Христа породила, в яслях положила. Звезда ясно сияла, трем царям путь показала — три царя приходили. Богу дары приносили, на колени припадали, Христа величали».
Таких христославов во всех домах принимали очень ласково и радушно; младшего из них обычно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (считалось, что от этого наседки станут сидеть спокойно на гнездах и будут выводить больше цыплят), а всех остальных оделяли мелкими деньгами, пшеничными пирогами, баранками и прочими подарками.
В некоторых местах «со славой» ходили не только ребятишки, ио и молодежь, которая потом на вырученные таким образом деньги нанимала избу для посиделок, на которые, кроме девушек и парней, ходили и молодухи, и вдовушки, и солдатки, и даже дети и пожилые люди (обычно из числа непьющих).
Вероятно, подобный обычай ходить «со славой» возник из очень древнего обряда «славления», в некоторых местах дожившего до XIX и даже XX в. Заключался он в том, что маленькие мальчики (лет десяти и даже младше), иногда в сопровождении гудошника или скрипача, на Рождество ходили по дворам с вертепом и звездой и славили Христа. Звезду обычно делали из бумаги, а вертеп представлял собой двухъярусный ящик, в котором разными деревянными фигурками представляли сцены, относящиеся к Рождеству Христову: явление ангелов, поклонение волхвов, бегство в Египет и т.п. В верхнем ярусе вертепа представлялась смерть Ирода, а в нижнем — пляски; при этом свечи, которыми освещалась внутренность вертепа, зажигал дьячок, а гасил их трапезник...[/COLOR][/SIZE]
Фрекен Бок
Фрекен Бок , лет6 января 2011 11:38
Я помню,как в детстве мы ходили колядовали с родителями.Это так весело было.Наверно поэтому этот праздник для меня особенно дорог-воспоминания о счастливом детстве.А сейчас этого нет.
Показать ответы (4)
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.