Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Светлана, 54 - 4 января 2011 01:56

Отредактировано:04.01.11 01:56
Полотенце


Нарядные полотенца из льна на протяжении многих веков слыли в славяно-русской культуре, пожалуй, самыми популярными 'оберегами'. Б.А.Рыбаков отмечает, что в ранних бронзовых изделиях восточных славян находят имитацию вышитого полотенца с фигурой женщины-богини. Они сопровождали ('оберегали') человека на протяжении всей жизни - от рождения до кончины, в разных жизненных событиях трудовых и праздничных.

Полотенца, праздничные поневы, покосные блузы, подзоры в 'красном' углу светлицы, украшенные осмысленным повествующим орнаментом, не что иное, как древний славяно-русский календарь. Он образно и четко отражал семейно-родовые события или аграрно-ритуальные торжества, свойственные земледельческой культуре славян. К сожалению, многие 'листки' этого календаря утеряны. А ведь еще в начале нашего века без полотенца не обходился ни один обряд и праздник. Рождество, Масленица, Пасха, чествование урожая, 'летние святки', свадебные обряды, постройка дома, рождение и крещение детей, похоронный обряд, ритуальные торжества аграрного цикла - наиболее древние в отечественной культуре.

Древние земледельцы считали, что нарушая первозданную девственность природы (вспахивая поле или срывая, как бы 'убивая' растения), они посредством магических ритуалов должны вымолить 'прощение' у духов-покровителей природы. В этом истоки и многих славяно-русских 'оберегов', отраженных в образах льна и полотенца. Полотенцами-оберегами вместе с лентами, травой и ветками встречают весну, 'завивают' березы, наклоняя их ветви к земле. Так, по древнему преданию, растительная сила дерева передается матушке - сырой земле.

Узорные полотенца приносили на поклонение старым деревьям, особенно дубам, березам и липам. Поклонение природе, солнцу, сохранившееся со времен язычества, прослеживается в разных регионах и до сих пор. Так в Галиче жители ходят на Поклонную Ярилину гору, где украшают деревья лентами, полотенцами, водят хороводы. В Переславле-Залесском по-клонение природе проходит в форме народного гуляния в роще на Ярилиной горе, куда приносят узорные полотенца. Священные рощи с часовнями отмечены также на русском Севере, куда жители также приносили полотенца.

Полотенце - один из древнейших типов женского головного убора, называвшийся 'убрус'. Полотенчатый головной убор широко бытовал, в Брянской, Тульской, Калужской и других губерниях. Женщины этих регионов в праздники и при посещении церкви носили головные полотенца с затканными или вышитыми концами. Полотенцу из льняного холста, сложенное в четыре ряда вдоль, клали на лоб, затем его переплетали на затылке и выставляли вперед концами, украшенными в красных тонах.

Есть не мало тканных и шитых полотенец, посвященных тем или иным календарным и семейно-родовым праздникам, но, пожалуй, самыми нарядными выглядят 'девичьи' и 'свадебные' полотенца. Девичьи полотенца изготовлялись к самым популярным в народе праздникам Святкам, Масленице, Красной горке, Пасхе, а также на традиционные посиделки, девични-ки, гадания. На всех праздниках первым на полотенце выносили хлеб да соль. Соль - символ солнца, любви, хлеб - земля - милость. Полотенце - символ жизни человеческой, полоса судьбы, часть чистого космического пространства.

Полотенца - 'обыденники' ткали против мора, для испрашивания дождя или ведра. Обыденное полотенце в древности ткали тайно за сутки или за один световой день. Обыденное полотенце после обряда позже стали не сжигать, а приносить в церковь и вешать на икону. В некоторых губерниях, девушки, желавшие выйти замуж, ткали ' обыденную пелену' - длинное полотенце. Для тканья объединялись несколько девушек, чтобы закончить работу за один день. В этих местах пелену ткали к Покрову и, закончив работу, несли полотенце в церковь к иконе 'Покрова', иногда такое полотенце готовили ко дню Параскевы Пятницы-покровительницы женских работ.
Добавить комментарий Комментарии: 3
Светлана
Светлана , 54 года4 января 2011 01:57
СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД. Девушке к поре замужества готовили столько рушников, чтобы ими можно было одарить всю родню жениха, украсить стены в доме в день свадьбы. Вышитыми полотенцами перевивали дугу и увешивали спинку свадебной телеги или саней, связывали жениха и невесту во время обряда, держали их в церкви во время венчания и по окончании церемонии дарили их священнику. Во время обручения руки жениха и невесты соединяли, обернув полотенцем, чтобы молодые жили в достатке. С тем же смыслом во время родов 'бабка' принимала младенца на новое полотенце.

Начиная с первых дней сватовства, полотенце выполняет определенную роль в обряде. Если невеста согласна на брак, она дарит жениху и всем приехавшим с ним бранные полотенца, с женихом невеста посылает полотенца его родственникам - рукобитное. В день свадьбы невеста дарила приехавшим дружкам жениха полотенца, которые они тотчас перебрасывали через левое плечо, подружки невесты 'перекрещивали' дружков через другое плечо кушаками.

В давние времена орнамент каждого полотенца по сюжету соответствовал месту, где его располагали во время свадьбы. В некоторых областях такие полотенца называют 'занавесы'. На 'занавесе' по красному кумачу было вышито праздничное застолье, растягивали по стене над молодыми.

Свадебное полотенце, которым покрывали невесту, делалось длинной до трех метров, на концах нашивалось красное кружево. По стороне, спускавшейся на лоб, пришивали в обмет красную полосу или вышивали крас-ной шерстью ромбы, треугольники - охранный орнамент. Он охранял не-весту 'от сглазу'. Поверх свадебного полотенца на невесту накидывали и красное покрывало. На свадьбах был своеобразный смотр рукоделия невесты, которые развешивались по стенам. Полотенца подразделялись на: 'накрючники', 'наспичники', 'пристены' - с метровым узором на концах, 'зеркальные' - для зеркал, 'маховики' - имеют один орнаментированный конец, 'набожники' вешали над божницей - над иконами, иногда такое полотенце имело 7 метров в длину. После праздников полотенца убирали -'чего их каждый день в саже то мотать по избе'.

В обрядах полотенца выступали как символы и как подарки. Вручение невестой даров жениху, его родителям, их родственникам и другим участникам свадьбы проводились с целью поддержания с ними добрых отношений. Дары имели престижное значение, как показатель обеспеченности невесты, ее рукодельности и трудолюбия. 'Дары вы дары, Тонки были по-лотняны, Не год я вас шила, А в один час раздарила'.

На 'девичник' - предсвадебный обряд, подруги невесты приглашали девушек, опоясавшись пестрыми кушаками или вышитыми полотенцами, а к кистям рук у них прикреплялись специальные маленькие полотенчики. После первой брачной ночи в дом гостей вызывали 'вызывальщики'- товарищи жениха, перевязанные специальными полотенцами. На Масленице новобрачная дарила полотенце - 'блинник' родным мужа за угощение бли-нами. В первое брачное утро молодой положено было выходить и умываться со своим полотенцем, которое называли 'утренник'. Первое хождение новобрачной за водой также считается обрядом. Молодая привязывала к коромыслу полотенце, как дар провожавшим ее женщинам - свекрови, золовке. В других губерниях за водой шли с мужем, дружкой и свахой. Дружка нес на руках поясвыкуп, который бросал в воду, а молодая доставала пояс и дарила кому-либо из родных мужа. С момента вступления молодухи в дом мужа, в семье употреблялись только ее полотенца.

Известный исследователь В. Стасов утверждал, что 'у народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черта тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением из-вестных понятий, представлений'. Излюбленные три цвета у русских: белый, красный и черный имеют свою символику. Красный цвет у многих народов древности символизировал животворящие силы природы, ему приписывалось магическое свойство - способствовать жизненным силам человека. Черный цвет - смерть, конец жизни, белый - пространство, в котором прибывают жизнь и смерть. Женщина - богиня, которую в разные времена называли поразному: в далекие Берегинями, потом Ладою, а в 19 в. Макошь - покровительница женской судьбы и женских рукоделий.

Глубокий смысл узоров полотенец откроется нам, если мы попытаемся вникнуть в древнее языческое миропонимание славян. По древним народным представлениям мир состоит из четырех стихий: ' Царицы - Водицы', 'Батюшки - Огня', 'Матери - Земли', 'Воздуха - Господина'. Вода родст-венна Земле, является её составной частью, потому и сыра - Земля. Для крестьянина земля всегда была живой, засыпающей на зиму и пробуждающаяся весной от горячих лучей солнца. Она пьет воду и растит урожай, нежно, поматерински, заботится о людях: кормит, одевает, охраняет от бед.
Показать ответы (2)
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.