Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Светлана, 54 - 7 октября 2010 11:50

Отредактировано:09.10.10 17:53
Веретено — орудие прядения, наделяемое магическими свойствами.

Как символ женского занятия Веретено присутствует в ритуалах и верованиях всех славян. У восточных славян новорожденной девочке часто пуповину перерезали на Веретене, прялке или гребне. У сербов в случае затянувшихся родов через рубаху роженицы пропускали топор или Веретено и говорили, обращаясь к ребенку: «Если ты мальчик, возьми топор, если девочка — возьми веретено!» Сербка, сажая курицу на яйца, «мешала» их Веретеном, «чтобы было больше курочек и меньше петушков».

У южных славян Веретено использовалось для защиты от демонов; его клали, например, в колыбель ребенка; с помощью перевернутого Веретена опознавали чертей, пришедших на праздник к девушкам под видом парней; выносили Веретена во двор во время грозы вместе с другими предметами для отвращения молнии и т.п. В Полесье с помощью Веретена вызывали дождь, окуная его в воду.

Восточные славяне применяли Веретено в лечебной магии: кололи Веретеном больного, размахивали девятью Веретено, читая заговор; клали Веретено в воду вместе с ножом и поили этой водой больного. Русские в Онежском крае, когда ребенок не спал по ночам, делали из лучины маленькое Веретено и прялку, клали у их изголовья и произносили: «Полунощница, щекотаренка! Не играй моим дитяткой, играй прялочкой, веретеночком да помельной лопаточкой!». В любовной магии использовались и вращение, и острота Веретено. Карпатские девушки крутили Веретено, чтобы парни «так же крутились вокруг них». В Сербии девушки протыкали Веретеном сердце крота с приговором: «Как веретено крутится, так пусть крутится Н. (имя парня) вокруг меня».

Запрет пользоваться Веретеном (и даже видеть его) касался святок и других дней, когда нельзя было прясть, ткать, шить. В Сочельник прятали все Веретена, чтобы летом жнецы «не кололись»; в то же время эти Веретена должны быть «полными», т.е. с намотанными на них нитками, чтобы в грядущем году такими же полными были кукурузные початки. Словаки прятали Веретена из опасения, что от взгляда на них могла появиться боль в боку. Сербы не позволяли прикасаться Веретеном или веником к ребенку, т.к. считали, что от этого он перестанет расти.

Уподобление Веретена змее выражено в полесском представлении, что оставленные на праздник в хате Веретена «пойдут в лес ужами», что сколько оставишь в хате Веретен, столько увидишь летом змей. Согласно волынской легенде, большая и опасная змея веретеница (Конрад: на самом деле не змея, а безногая ящерица) произошла из Веретена, которым женщина пряла на святки, а потом выбросила, вместо того чтобы сжечь.

Веретено является атрибутом таких мифологических персонажей, как восточнославянские Пятница и кикимора, которые проказят с Веретеном и не убранной на ночь пряжей — путают и пачкают нитки и т.п. Словенская Перехта в рождественские вечера обходит дома и следит, все ли пряхи кончили прядение; нарушительниц она колет Веретеном в живот, а не соблюдающим пост прокалывает живот и «высасывает все скоромное». В то же время женщины, прядущие в неурочное время, колют своими Веретенами саму Параскеву Пятницу, св. Варвару или Богородицу, которые являются к ним в истерзанном виде как укор в совершенном грехе.
Добавить комментарий Комментарии: 10
Светлана
Светлана , 54 года11 октября 2010 09:54
Славяне

Волшебный клубочек получает герой от Бабы-Яги (Ягишны, Ягибихи) – древнеславянское божество судьбы и смерти. Она ведает будущее, обладает тайными знаниями. Подобно древнегреческой Ехидне, она олицетворяет женское начало всего – природу, праматерь, представляемую древними людьми в ужасном, отталкивающем виде. Баба-Яга – воплощение страха человека перед миром огромных и опасных животных (избушка на курьих ножках), а также перед первозданным хаосом, который представлял из себя мир до того, как к нему прикоснулся божественный разум (отвратительный облик Ягишны). Баба-яга также олицетворяет связь между миром живых и миром мертвых (костяная нога), обитая на стыке этих миров.
Легенды передают одновременно страх перед первобытной стихией и необъятным миром мертвых, которую воплощает Баба-Яга, но одновременно и уважение к этому миру, желание почерпнуть древнюю мудрость природы, перенять знание, запечатленное на нитях волшебных клубочков, которыми обладает Баба-Яга – символов знания и мудрости. Клубочек – символ судьбы: «Куда клубочек покатится, туда и путь держи» - высшие силы, ведущие человека по жизни.
Бабе-Еге служит Кот Баюн, в которого трансформировалась в славянских легендах посланница воли богов – священная птица Гамаюн, хранительница клубочков, поющая людям волшебные гимны и предвещающая будущее. Она знает все о происхождении земли, неба, людей и птиц. По поверью, крик птицы Гамаюн приносит счастье. Поэт Николай Клюев, увлекавшийся историей славян, посвятил птице следующие стихи:

Николай Клюев. Гамаюн.

Я люблю малиновый падун,
Листопад горящий и горючий,
Оттого стихи мои как тучи
С отдаленным громом теплых струн

Так во сне рыдает Гамаюн
Что забытый туром бард могучий.

Клубочек у древних славян – символ судьбы, счастья, удачи. Клубочки судьбы пряли девы судьбы – небесные пряхи Доля и Недоля – помощницы богини Мякоши (Мокоши), которая также изображается с клубком или веретеном и являлась олицетворением Матери Сырой Земли. Мякошь была дочерью Перуна, посредницей между небом и землей. Древняя традиция плести венки в честь нее известна до сих пор. Забыт другой обряд – мокрида – приносить жертву Мякоши, бросая в колодец клубок шерсти, кудель.
Вещими пряхами также считались Вилы – облачные девы. Они прядут серебряные нити дождя из облачной кудели. Иногда они предстают как Лихоплеси и прядут нити жизни каждого человека. (Лихоплеси – «прядущие лихо», то есть беды и смерть)
Показать ответы (3)
Светлана
Светлана , 54 года11 октября 2010 09:52
Во многих культурах клубочек – символ времени и бесконечности, символ судьбы. По представлениям древних, человеческое существование – не что иное, как нить жизни, которую прядет богиня судьбы, а смерть – обрыв этой нити.

Александр Блок.

Всё бежит, мы пребываем,
Вервий ночи вьем концы,
Заплетаем, расплетаем
Белых ландышей венцы.
Всё кружится, круторогий
Месяц щурится вверху.
Мы, расчислив все дороги,
Утром верим петуху.
Вот - из кельи Вечной Пряхи
Нити кажут солнцу путь.
Утром сходятся монахи,
Прикрывая рясой грудь.
"Всю ли ночь молились в нишах?
Всю ли ночь текли труды?" -
"Нет, отец, на светлых крышах
Ждали Утренней Звезды.
Мы молчали, колдовали,
Ландыш пел, Она цвела,
Мы над прялкой тосковали
В ночь, когда Звезда пряла".
Светлана
Светлана , 54 года9 октября 2010 18:15
Так и крутится веретено, сплетая нитку жизни - жизни женщины и жизни вообще, в которой столько разного...
Светлана
Светлана , 54 года9 октября 2010 18:09
Осип Мандельштам

Бесшумное веретено...
Отпущено моей рукою.
И - мною ли оживлено -
Переливается оно
Безостановочной волною -
Веретено.

Все одинаково темно;
Все в мире переплетено
Моею собственной рукою;
И, непрерывно и одно,
Обуреваемое мною
Остановить мне не дано -
Веретено.
Показать ответы (2)
Светлана
Светлана , 54 года9 октября 2010 17:58
Облака гонят в осень туман
Над водой золотой караван
По лесам заплутали дожди
С ними я, до капели не жди
Опять игра, опять кино
Снова выход на бис
Плетет судьбу веретено
За чертою кулис
Когда-нибудь замедлить бег
И уже неспеша
Увидеть как берет разбег
Душа
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.