Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Марат, 44 - 24 октября 2007 21:55

Все
ДОВОЛЬСТВО
Стараясь подвести сознание к осмыслению темы, полезно будет процитировать:
Тому выпадает счастливый удел,
Кому подвести удается итог:
Хоть сделал он в жизни не все, что хотел,
Но все завершил, что затеял и смог.

Часто ли люди бывают довольны имеющимся положением дел, уделом, прожитыми годами и десятилетиями? Наверное, редко.

Изначально важно разделить два состояния, присущих человеку: довольство и удовлетворенность; первое соотносится с душой, второе – с телом.

1. Довольство – чувство удовлетворения, внутреннего удовлетворения; материальный достаток, зажиточность.
Хотя выше упомянутое определение и дается “Большим толковым словарем русского языка”, в нашем случае оно не совсем объективно и полно. Более точное определение поможет сформулировать мудрость веков:
Никто не бывает доволен теми, которые вечно ничем недовольны. Ж. Лабрюйер

Припоминая мысли, чувства, даты,

Пришел я к убеждению невольно:

Людей есть много сытых и богатых,

Но между ними не найти довольных.

Э. Севрус

Превосходное средство быть довольным своим положением – это сравнивать его с положением худших. Б. Франклин

2. Удовлетворенность, удовлетворенный – вполне довольный, испытывающий чувство удовлетворения.


Мудрость веков:

Удовлетворенность ума – признак его ограниченности или усталости. М. Монтень


Кто думает, что погасит свои желания, удовлетворив их, тот похож на безумца, который стремится погасить пожар соломой. Персидское изречение

В том то и дело, что с учетом пояснений литераторов и богословов “доволен” значит с радостью и воодушевлением движешься дальше, а “удовлетворен” – удовлетворил потребности и можешь остановиться на достигнутом или продолжить путь, удовлетворяя новые. Суть, с учетом мусульманской этики и подхода к жизни: человек (если он жив, изменяется, растет душей и телом) не останавливается, не удовлетворяется достигнутым, но на каждом из этапов жизни, на любом отрезке времени или пути, он доволен пред Богом общим и частным положением дел. Кстати, довольство это не только и не столько проговоренное косным языком обыденности “альхамдулил-ля” (слава Богу), сколько – естественность, постоянство глубины и объема удовлетворенности и благодарности сердцем.

Как достичь такого состояния души? Как это привить, воспитать в себе, а точнее как отыскать, расчистить и открыть в себе тот лаз души, через который “довольство” будет низведено, внушено? Попробуем понять сообща.

“Довольство – это не то, когда ты не чувствуешь имеющихся или грядущих проблем (ведь их нужно как чувствовать, так и последовательно решать), а то, когда ты не возражаешь, не протестуешь против произошедшего (не рвешь и не мечешь, а соглашаешься с тем, что уже произошло, принимая как данность. А если желаешь иного, то не отягощаешься переживаниями, а делаешь от тебя зависящее во благо того, что будет завтра)”.

“Кто желает достичь уровня довольства, тот пусть же станет обязательным в выполнении того, в чем Всевышний заложил Свое довольство. (Будь обязателен во всем благом, естественном, общепринятом)”.

В присутствии одного из исламских мыслителей человек сказал: “Нет ни мощи, ни силы, кроме как у Всевышнего”. Тот прокомментировал: “В твоих словах душевная отягощенность, тяжесть, а подобное состояние – проявление недовольства пред Всевышним (то есть, вроде бы как ты уповаешь на силу и мощь Всевышнего, а душа со скрежетом ропщет на Него, каков же тогда смысл проговоренных слов?!)”.


Второй праведный халиф ‘Умар однажды написал Абу Мусе аль-Аш‘ари: “Все благо – в довольстве! Если ты в состоянии быть довольным происходящим, то будь таковым, в противном случае – проявляй терпение”.

“Если сердце переполнено (чистым, легким, воодушевляющим и окрыляющим) довольством пред Всевышним, то это знак, что Он доволен тобою”.
Итог. В Священном Коране сказано: “Всевышний доволен ими и они довольны Им”. Интересно, вначале идет – Он доволен ими, это достигается усилиями и стараниями, а потом, с Божьего благословения, – они Им. “Они” упомянуты, охарактеризованы немного ранее в этом же аяте – “последовавшие за последним Божьим посланником и те, кто последовал за ними с благородством [которое стало неотъемлемой частью их душ, этики поведения и реакций на происходящее]”. Слово “благородство” (ихсан) в толковом словаре арабского языка поясняется как “совершение того, что является благом для других, причем, выполняется с чувством милосердия и любви”.

Другой аят дает следующий практический шаг подведения себя к чувству довольства, внутреннего комфорта в тех обстоятельствах, в которых мы оказались волею Господа миров: “Воистину, Аллах (Бог, Создатель, Творец всего сущего) повелевает [вам, о люди, о творения Его] быть справедливыми, благородными в поступках и щедрыми к близким. Запрещает вам все развратное, аморальное [с точки зрения здорового человеческого восприятия] и нарушение законов [посягательство на честь, кровь и имущество других]. Назидает вам, так прислушайтесь же!” (см., Св. Коран, 16:90).

Благородными поступками, начинаниями и умением довести дело до положительного конца; справедливостью, удаленностью от аморальности и невоспитанности, то есть, делами стараясь следовать верному пред Богом жизненному пути, человек подводит себя к тому, чтобы Творец всего сущего был им доволен, что отражается в сердце верующего, дает возможность прорости в его душе ростку довольства, который со временем распустит прекрасные бутоны и распространит на бескрайних просторах души неповторимый аромат.

Безусловно, всё это достигается не монотонной чеканкой зазубренных молитвенных формул, не одноразовостью кромешной жер
Добавить комментарий Комментарии: 1
Марат
Марат , 44 года24 октября 2007 21:57
ОКОНЧАНИЕ(что не влезло)
Безусловно, всё это достигается не монотонной чеканкой зазубренных молитвенных формул, не одноразовостью кромешной жертвенности и самоотречения, не отметинами на лбу, а фактическими, повседневными, многолетними делами и поступками, совершая которые человек окрылен устремленностью в Богу, желая оставить на земле то, за что не будет стыдно пред Господом миров в Судный День.
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.