Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Andrew, 52 - 4 апреля 2013 06:20

Все
О творчестве Алексея Германа (продолжение, начало – ниже)

Западный историк Герхард Уайберг, отталкиваясь от свидетельств полицаев и местных жителей, полученных немцами, описывает случай, когда после ожесточенного боя за деревню Данино, защищаемой одними полицаями, партизаны сразу же казнили бывших милиционеров, остальных допросили, часть – казнили, а часть поставили в строй партизанского отряда.

Исследователь партизанского движения комментирует:
«В отличие от немцев, часто прибегавших к массовому террору без всякого разбора (а это обычно означало, что по большей части наказанными оказывались мирные граждане, тогда как большинство партизан оставались невредимы, и тем самым усиливалось сопротивление), партизаны, при наличии у них времени, стремились дифференцировать наказания тех, кто действительно сотрудничал с немцами. [U]Не существует свидетельств расправ партизан над теми, кто не являлся коллаборационистами. Наказанием для сотрудничавших с немцами был либо расстрел, либо их насильно заставляли вступать в партизаны против их воли; оба этих вида наказания должны были способствовать укреплению мощи партизанского движения путем предотвращения сотрудничества с врагом. [/U]Придерживаясь такого курса, партизаны, видимо, в большей степени рассчитывали на то, что часть бывших коллаборационистов не станут настоящими партизанами и впоследствии вернутся к немцам (что на самом деле и происходило) и судьба казненных послужит предостережением для желавших дезертировать.»

Обратите внимание, [U]в Данино полицаи сначала не собирались сдаваться, а вели упорный бой, и, тем не менее, часть из них была принята в партизаны – им дали шанс искупить свое предательство борьбой с врагом.[/U] Собственно говоря, посыл Германа и Володарского о том, что раскаявшийся в службе врагу человек обречен на то, чтобы его не приняли и отправили на смерть свои же – ложен. Не предатель здесь жертва, а партизаны, которые раз за разом давали шанс предателям, а те дезертировали или изначально были агентами гестапо и ставили партизан под удар. Но, несмотря на это, предателям продолжали давать шанс и не ставили к стенке без разбора.

Основной конфликт фильма, вращающийся вокруг неадекватного поведения майора Петушкова, надуман, а потому катарсис у зрителя происходит не только потому, что он видит деятельное раскаяние, искупление греха и самопожертвование Лазарева, которое, если разобраться, может быть как добровольным так и вынужденным - с вышки ему уже никуда не сбежать и к немцам не вернуться - расстреляют.

Зритель испытывает катарсис не в последнюю очередь потому, что Герман весь фильм нагнетал ложный драматизм вокруг «несчастного, оступившегося человека», вокруг трагического недоверия к бедняжке, который пошел служить врагу, в то время как его товарищи умерли, но не изменили Родине.
Добавить комментарий Комментарии: 0
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.