Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Светлана, 54 - 8 июня 2011 14:46

Отредактировано:28.09.11 12:57
Культура начинается с человека. Если человек не культурен, о какой культуре может идти речь? Кто её будет создавать? Потому в Живой Этике всё начинается с человека и жизни, которую он творит вокруг себя.

«Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые»2, как сказано в Евангелии.

Формула Рериха «Культура — сочетание жизни и красоты» призывает нас сочетать жизнь с красотою, призывает нас к этому и Живая Этика.

Кого можно именовать культурным человеком? Кто-то может быть образованным, умным, добрым, талантливым, даже гениальным, и всё равно он может при этом не быть культурным. Значит, для этого требуется совокупность качеств, делающих человека таковым. И первое из них, также указанное Рерихом, — «Культура есть Сердце». Сердце очищенное, всевмещающее, находящееся в тесном взаимодействии с окружающим миром — природой, животными, человеком. Умение думать в первую очередь о других — из этого проистекает и доброта, и сочувствие, и стремление помочь, и забота, и терпимость, и терпение, и выдержка.

Начнём с внешних признаков, с культуры поведения. В книге «Община» указывается, что не только дух должен быть дисциплинирован, «но и качества внешних действий». Там же говорится: «Почему нужно быть неуклюжими? Почему нужно производить впечатление невежд? Почему наши должны быть небрежными? Почему, когда идёт спор, наши должны быть крикливыми? Почему наши должны болтать без меры? Обходите ненужную грязь»3.

Как тщательно осматривается доспех общинника! Как много внимания уделяет Учение отрицательным и положительным качествам его и как много указаний даётся к их изживанию или развитию. Не этим ли и мы должны заняться в первую очередь, чтобы культура вошла в нашу жизнь и преобразила её и всё окружающее? Заповеданная нам община может стоять только на фундаменте культуры. В книге «Община» особенно много указаний даётся на то, что для неё годится и что неприемлемо. Но это тема для большого доклада, я же коснусь вкратце только некоторых её положений. Читая книги Живой Этики, вы сами найдёте множество примеров и указаний по этому вопросу.

Одним из ярых врагов культуры является грубость. «Молодое поколение слишком часто поддаётся в сторону грубости. Очень плачевно такое положение, когда требуется напряжение всех лучших сил. Очень нужно твердить, что каждая грубость неприемлема для эволюции. ...Грубость есть невежество»4.

«Никакое тесное общежитие не может иметь явленную грубость в своей среде»5.
Добавить комментарий Комментарии: 4
дима
дима , 51 год8 июня 2011 22:41
Эка тебя занесло.
Светлана
Светлана , 54 года8 июня 2011 14:49
«...Грубость противна всем законам природы. Каждый грубый поступок создаёт такой безобразный вихрь, что, если бы люди могли видеть его, они, наверно, стали бы осторожнее в поступках. Карма грубости весьма тяжкая»6.

Большое внимание в вопросе культуры поведения обращено на речь. «Прав восстающий против грубых и двусмысленных выражений, ибо источник их — невежество. Речь должна быть прекрасна, ясна и глубока значением»7.

«Привыкайте вкладывать значение в каждую речь, изгоняя ненужный лепет»8.

«Не захлебнитесь многословием»9.

«Говорите по сознанию собеседника»10.

«Условие Братства полная соизмеримость мысли и выражения — это оплот правды красоты»11.

«Конечно, Мы ценим прежде всего искренность. Слово, не содержащее в себе утверждение сердца, пусто»12.

Приведём по этому поводу притчу о бессердечии.

«В некий сельский храм пришёл однажды известный своей прозорливостью старец и видит, что бес, нарядившись проповедником, произносит перед народом поучение с амвона. Народ внимательно слушал. Прислушался и старец к словам, которые произносил переодетый проповедником бес, намереваясь уличить его тотчас во лжи. Но сколько ни говорил бес — всё в его словах было на удивление православно. После окончания проповеди, когда, отпустив народ, бес сошёл с амвона, старец обратился к нему со следующими словами:

— Ведь ты бес, я узнал тебя, — сказал старец.

— Точно так, — ответил бес.

— Я искал поймать тебя на слове, но не нашёл ничего неправославного, — сказал старец.

— Я старался, — ответил польщённый бес.

— Для чего же ты это делал? — удивился старец.

— Я говорил с холодным сердцем, — пояснил бес, — и знаю, что люди, которые меня слушали, поступать по моим словам не будут. А этого для меня уже достаточно».

«...На Востоке именно простота изложения считается высшим достижением, ибо простота свидетельствует о ясности понимания»13.
Показать ответы (2)
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.